Переворачивание
Опубликовано: 30.11.2018
Переворачивание Предметов — магическое действие в составе погребального и некоторых других обрядов, призванное предотвратить «возвращение» покойника , его «хождение» после смерти или отогнать нечистую силу . Это может быть вращение по вертикали или по горизонтали, а также выворачивание наизнанку (обычно одежды ). Уже во время агонии часто переворачивали самого умирающего так, что его голова оказывалась на месте ног. При погребении колдуна его выносили из избы не ногами , а головой вперед и у первой реки переворачивали тело в гробу навзничь (Вологодский край). Переворачивание лавок, табуреток или стульев, на которых стоял гроб , известно в разных славянских традициях. В России в новгородских деревнях и селах до недавнего времени , когда выносили из избы покойника, крестили дверь и «валили», переворачивали табуретки, на которых стоял гроб. То же делали на севере Польши: переворачивали лавки, «чтобы на них не сел покойник ». Черногорцы снимали с петель входную дверь и переворачивали ее, если в семье скончался молодой мужчина.
Во многих местах было принято переворачивать сани или телегу, на которой гроб везли на кладбище . На юге Польши телегу переворачивали и оставляли так до следующего дня , потому что иначе «на телеге будет тяжело ездить». В Вологодской губ. сани оставляли опрокинутыми полозьями вверх и с обернутыми назад оглоблями недалеко от дома до сорокового дня, веря, что покойник, стремящийся вернуться домой, увидев перевернутые оглобли, возвратится в свою могилу . Сербы умерших младенцев относили на кладбище в колыбели, а после погребения колыбель переворачивали и оставляли на могиле .
Как научить ребенка переворачиваться? Когда ребенок начинает переворачиваться? НАШИ СОВЕТЫ!
В славянском погребальном обряде известно также переворачивание посуды. Полесские крестьяне при приближении кончины домочадца выливали всю имевшуюся в доме воду во двор , а сосуды переворачивали вверх дном. Переворачивали и оставляли на могиле также горшки или миски, в которых за гробом несли горячие угли. На Русском Севере (Олонецкий край) на кладбищах , по свидетельству Г.И. Куликовского, «на каждой могиле лежит лопата и стоит кверху дном обыкновенный печной горшок ». У сербов было принято перед наступлением смерти зажигать свечу и одновременно переворачивать все зеркала , корыта, ведра и ими не пользоваться до конца похорон . Переворачивание Предметов известно также в южнославянских обрядах защиты от града — переворачивали треножник, трапезный столик и др. предметы, рассчитывая этим повернуть назад надвинувшуюся на село тучу .
На Балканах в знак траура женщины часто носили вывернутую наизнанку верхнюю одежду , а мужчины — вывернутые шапки . Выворачивание одежды применялось также для отгона приставшего в пути животного ( собаки , лошади, овцы): на него махали одеждой , а затем надевали вывороченное платье и продолжали путь. Сербы, если им нужно было куда-нибудь отправиться ночью , переворачивали шапку , кафтан или иную одежду, чтобы защитить себя от нечистой силы . Помогал этот прием и в случае, когда человек не мог выбраться из леса, где его «водил леший » (надо было надеть обувь с правой ноги на левую и наоборот). Использовался он и при лечении: белорусы больному ребенку надевали вывернутую наизнанку рубашку или клали его в колыбели «наоборот»: ножками «в головашки».
Переворачивание нечистого, заложного покойника в могиле было распространенным приемом, позволявшим избавиться от его «хождения»: тела ведьм , колдунов , упырей переворачивали в могилах со спины лицом вниз и забивали в могилу осиновый кол или (у южных славян) кол из боярышника.
Переворачивание, таким образом, соотносилось с представлением о потустороннем («перевернутом») и демоническом мире, поэтому вне связи с этими мирами оценивалось негативно. Например, запрещалось держать буханку хлеба коркой вниз (это предвещало смерть кого-либо из домочадцев), переворачивать после еды миску или класть ложку тыльной стороной кверху, если это не поминальная трапеза , когда подобные действия предписывались ритуалом.
Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание