Июнь, 24, 2011
Опубликовано: 09.10.2018
В пору моей юности довелось мне посетить Ямал ( «край земли»), а именно г.Лабытнанги, расположеный на восточных склонах Полярного Урала за полярным кругом, в 20 км от Салехарда. Этот город-пристань на левом берегу Оби с посёлками-cпутниками Харп и Полярный, ныне база строительной индустрии всего округа. Лабытнанги - словосочетание хантыйское - обозначает "семь лиственниц". В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. При этом лиственница для коренного населения - дерево священное.
Раньше это была земля хантов-оленеводов. Новую жизнь поселению дала пришедшая сюда железная дорога - детище сталинского ГУЛАГа. Благодаря этой дороге город стал плацдармом освоения Ямбургского и других крупнейших газовых месторождений. В конце 70-х я работала в ПНИИСе (Производственный и научно-исследовательский институт изысканий под строительство). Вот мы и прокладывали трассы газопроводов - тогда они существовали только на бумаге.
По ночному Питеру (июнь 24, 2011)
Жизннь за полярным кругом - особенно для геологов - неотделима от вертолетов. Это единственный способ добраться до места работы. Первая точка - промерзшее озеро в ста ста километрах от города. Расчищаем снег и начинаем пробивать лед двухметровой толщины. Под лед опускается взрывчатка. Устанавливливаем аппаратуру, которая после взрыва запишет полученные результаты. Работа занимает часа два. На каждую точку с учетом перелета уходит не менее 5-и часов, а таких точек 20, значит, потребуется около 100 часов на завершение программы исследований... Когда впервые садишься в вертолет, и он, набирая скорость, мчится над тундрой, ощущаешь неземное блаженство. А вот когда он тяжело, будто бы с трудом преодолевая земное притяжение, отрывается от площадки на несколько минут зависая, и медленно уменьшаясь, уходят вниз строения; когда, заваливаясь на бок, машина ложится на курс, душа предательски замирает, а в голову лезут мысли о мастерстве экипажа, о степени изношенности техники…А параллельно проникаешься глубочайшим уважением к людям, для которых полет в вертолете – не щекочущее нервы приключение, а повседневная работа.